Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Алгоритм выбора будущего.

Дата: 11 августа 2021 в 20:22

Алгоритм выбора будущего

Решение о том, кем быть — одно из самых ответственных в жизни. Ведь на работе проходит как минимум треть жизни взрослого человека. Будете ли вы пять дней в неделю по восемь часов страдать от психологического дискомфорта, напрямую зависит от выбора, который приходится делать, еще не имея жизненного опыта. Поэтому предлагаем некоторые ориентиры, которые значительно облегчат выбор и сделают его более осознанным и правильным.

Некоторым их судьба ясна уже в раннем детстве.

Так, немецкий археолог Генрих Шлиман, чуть ли не с пеленок выучивший наизусть «Илиаду», поверил в реальное существование Трои и будучи еще ребенком дал себе слово когда-нибудь ее откопать, несмотря на то, что к ее существованию профессиональные ученые относились с большим сомнением. И сделал это. Его успех стал триумфом археологии: она стремительно превращалась в модную, престижную науку — во всем мире росли ассигнования на раскопки, конкурсы на археологические факультеты увеличивались в геометрической прогрессии.

А английский натуралист Джеральд Даррелл с пяти лет собирал пауков. В итоге он стал звероловом — сначала отлавливал зверей по заказам зоопарков мира, а потом открыл свой зоопарк на острове Джерси (Великобритания), где теперь не только за деньги показывают животных публике, но и занимаются разведением редких видов. Кроме того, Даррелл написал множество книг: «Моя семья и другие звери», «Под пологом пьяного леса» и др., благодаря которым получил мировую известность.

Однако для большинства людей, не имеющих с раннего детства «всепоглощающего занятия» и мечты, которая буквально не дает спать, процедура выбора выглядит более прозаично.

Как не надо

Порой молодые люди руководствуются самыми причудливыми мотивами. Кого-то привлекает романтика профессии, причем основанная не на реальном знакомстве с будущей специальностью, а на ее «киношной» версии. Кто-то покорно следует «семейным традициям», поддаваясь уговорам типа «на роду написано». Кто-то и вовсе поступает в вуз за компанию с лучшим другом или подругой, а некоторые спешат подать документы в учебное заведение, расположенное поближе к дому.
Все это нелепые, чудовищные основания. Выбор профессии слишком многое определяет в судьбе человека, чтобы относиться к нему так легкомысленно. Наоборот, подойдите к решению этого вопроса настолько серьезно, насколько можете.

Как надо

Шаг 1: правильный настрой

Первым делом проникнитесь сознанием, что этот выбор вы должны сделать самостоятельно. В конце концов, это ваша, и только ваша, жизнь, а следовательно и ваш выбор, ответственность за который несете только вы.

Шаг 2: определение склонностей

Постарайтесь для начала разобраться со своими интересами: чем вы хотели бы заниматься? Какие предметы из школьной программы вам нравятся? Чем вы любите заниматься в свободное время? Легко ли вам даются контакты с людьми, особенно посторонними? Многое зависит от склонности к выполнению того или иного вида деятельности. Определить ее поможет дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А.  Климова, используемый психологами в качестве стандартного инструмента профориентации. Наверняка он есть каждого школьного психолога.

Шаг 3: исследование

Прежде всего, консультанты по профориентации советуют трезво оценить себя: чего я хочу от себя и своей работы, кем я вижу себя через пять лет. Полезно как можно больше узнать о своей будущей специальности, используя все доступные источники. Напроситесь на экскурсию на предприятие, где вы своими глазами увидите, чем занимаются представители той или иной профессии. Хотите быть моряком? Уговорите родителей поехать в речной круиз, чтобы ближе познакомиться с судовыми буднями (в том числе и с их отрицательными сторонами, вроде морской болезни). Желаете стать программистом? Попробуйте не только играть в компьютерные игры, но и написать хотя бы простенькую программу. Еще лучше записаться в соответствующий кружок или поступить на подготовительное отделение профильного вуза. Но самый лучший способ получить интересующие вас сведения — устроиться на лето самым-самым младшим сотрудником туда, где работают профессионалы интересующей вас сферы. Например, мечтая о карьере журналиста, очень желательно устроиться в газету хотя бы курьером.

Шаг 4: оцените ситуацию на рынке труда

Простейший путь — взять несколько изданий с объявлениями о вакансиях, пройтись по Интернет-сайтам о трудоустройстве, чтобы выяснить, какие специалисты требуются. Имеет смысл также воспользоваться прогнозами, которые составляют журналы и кадровые агентства. Сопоставив эти данные, определите, учеба в каком вузе и на каком факультете сулит наилучшие перспективы. Конечно, будем учитывать и то, что потребности рынка могут меняться. Но, скорее всего, спрос на специальности, которые востребованы сегодня, сохранится и тогда, когда вы окончите обучение.

Шаг 5: обратитесь за помощью к специалистам

Если сомнения одолевают вас, обратитесь за помощью к специалистам — это может быть либо школьный психолог, либо специалист психологической консультации. Чаще профконсультированием для старшеклассников занимаются именно школьные психологи. Кроме того, проверить себя на соответствие той или иной профессии можно и самостоятельно при помощи тестов, содержащихся в специальной литературе по психологии и профориентации, на соответствующих сайтах в сети Интернет. Как правило, тесты эти более «популярные», нежели «научные», и вряд ли их результатам стоит безоговорочно доверять. Однако общее направление, в котором стоит двигаться дальше, такое тестирование подскажет. Не стоит злоупотреблять их доступностью, ведь это почти то же самое, что принимать лекарства без назначения врача и интерпретацию результатов лучше доверить психологу или консультанту.

Как правило, при определении соответствия той или иной профессии специалисты     используют профессиограмму. — составленный психологами набор способностей, проранжированных по степени важности, которыми должен обладать человек для занятия определенной профессией. И для того, чтобы выяснить, подходит ли кандидат к определенной профессии, сможет ли он занять определенную должность, соотносят персонограмму (набор способностей, проранжированных по степени развития у человека) с профессиограммой. Если персонограмма хотя бы на 50% соответствует профессиограмме избранной специальности, это удовлетворительный результат, на 60% — хороший, на 70% — отлично. Результат 80% и более встречается крайне редко, но именно в таком случае человек может стать незаменимым сотрудником.

Шаг 6: окончательный отбор

Собрав информацию, составьте список основных ваших фаворитов из 5-10 позиций. Затем примените испытанный способ — лист бумаги с двумя колонками, где расставьте все «за» и «против» выбора той или иной специальности. Не жалейте на это времени. Проведите дополнительное, более детальное исследование и сделайте окончательный выбор. Это нелегко. Но эпоха Возрождения, когда жили люди-универсалы, как, например, Леонардо да Винчи, увы, прошла. И настала эра узких специалистов, досконально знающих свое дело.

Шаг 7: выдержим ли конкурс?

Ну вот, вам вроде бы ясно, кем быть и куда поступать. Но если вы не совсем уверены в своих силах, стоит обратить внимание и на конкурс на выбранную специальность. Получить подробную информацию по конкурсам в прошлом году можно в соответствующих справочниках или позвонив непосредственно в соответствующее заведение.

Кстати, отметим, что в 2003 году в столице популярностью у абитуриентов (конкурс превышал пять человек) пользовались следующие специальности среднего специального образования дневной формы обучения: бухгалтерский учет, анализ и контроль, программное обеспечение информационных технологий, банковское дело, архитектура, коммерческая деятельность, автомобилестроение, парикмахерское искусство и декоративная косметика, правоведение, дизайн, сети телекоммуникаций, системы радиосвязи, радиовещания и телевидения, почтовая связь… Значительно проще (менее 1,5 человек на место) было поступить на такие специальности, как технология машиностроения, водообеспечение и охрана водных ресурсов, городской электрический транспорт, технология швейного производства, музыкальное образование, сестринское дело…

И даже если при расстановке приоритетов и скрупулезном подсчете всех плюсов и минусов, вы чувствуете, что не лежит душа к «подходящей» работе, помните, что выбирать надо не только рассудком, но и сердцем — оно не обманет. А главное, никогда не позволяйте обстоятельствам определять вашу судьбу.

Как не утонуть в море профессий

Выбор профессии - непростой и очень ответственный шаг. Работа, которая приносит удовлетворение, - залог успеха в жизни. Вот почему важно правильно выбрать профессию. Как это сделать?

Что такое профессия?

Слово "профессия" происходит от латинского слова professio, означающего "публичное выступление". Во времена Древнего Рима так называли род занятий, которому человек себя посвящал и о котором заявлял публично.

Сейчас под профессией понимают такое занятие человека, которое:

  • требует специальной подготовки, обучения. Те виды работы, которыми сразу может заниматься любой человек, взятый "с улицы" (скажем, разносчик конвертов по почтовым ящикам или расклейщик объявлений), - это еще не профессия. Ее нужно осваивать, а для этого требуются способности и затраты труда. В каких-то профессиях - минимальные, в каких-то - гигантские. Кстати, в современном английском языке понятие "профессия" (profession) применяется только к сложным видам работы, требующим длительного обучения, все остальное называется "занятие" (occupation).
  • практикуется человеком регулярно. Чаще всего профессия подразумевает возможность и необходимость регулярного, а не эпизодического труда. К примеру, если человек занимается преподаванием и время от времени пишет еще и статьи по тому предмету, который преподает, то его профессия - "преподаватель", а не "автор статей".
  • служит источником средств к существованию. Этим профессия отличается от хобби. Хобби - занятие, которым человек занимается ради собственного удовольствия, профессия помогает зарабатывать на жизнь. Профессия тоже приносит удовольствие? Отлично! Но даже если все обстоит иначе, то, когда человек работает, он тем не менее выполняет дело вне зависимости от своего настроения (или же перестает работать, увольняясь).

Специальность - это конкретный вид деятельности в рамках какой-либо профессии.

Должность - это конкретный трудовой пост в организации.

Правильный выбор: как он происходит?

Правильный выбор профессии предполагает учет своих желаний (своего "хочу"), своих способностей (своего "могу") и учет того, насколько выбираемая профессия востребована на рынке труда ("надо").

Правильный выбор профессии предполагает учет следующих моментов:

  • своих склонностей;
  • своих способностей и возможностей (включая и состояние здоровья);
  • своего уровня притязаний (реализации своих представлений о престижности, "модности" выбираемой профессии и учебного заведения);
  • своей информированности о выбираемой профессии и учебном заведении;
  • мнения родителей и родственников (которые желают тебе добра и к мнению которых стоит прислушиваться);
  • мнения своих друзей, приятелей, одноклассников (которые хорошо тебя знают и не стесняются говорить правду);
  • потребности в данной профессии на рынке труда (легко или трудно будет найти хорошую работу после получения данной профессии?);
  • наличия определенной программы действий по выбору профессии (то, что психологи-профконсультанты называют "личной профессиональной перспективой" - сокращенно ЛПП).

Семь шагов к взвешенному решению

  1. Составь список подходящих профессий. Напиши все профессии, которые тебе нравятся, интересны, по которым тебе хотелось бы работать и которые тебе подходят.
  2. Составь список требований к выбираемой профессии:
    • выбираемая профессия и будущий род занятий;
    • выбираемая профессия и жизненные ценности;
    • выбираемая профессия и жизненные цели;
    • выбираемая профессия и твои сегодняшние горячие проблемы;
    • выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
    • желательный уровень профессиональной подготовки;
    • выбираемая профессия и твои склонности и способности;
    • желательные содержание, характер и условия работы.
  3. Определи значимость каждого требования. Выясни, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые можно и не учитывать.
  4. Оцени свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий. Кроме тех требований, которые есть у тебя к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируй, развиты ли у тебя профессиональные качества, отвечают ли твои интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
  5. Подсчитай и проанализируй результаты. Подумай, какая профессия из всего списка больше других подходит тебе по всем пунктам.
  6. Проверь результаты. Чтобы убедиться в правильности размышлений, обсуди свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
  7. Определи основные практические шаги к успеху. Итак, решение принято. Теперь важно определить, в каком учебном заведении ты сможешь получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

Какие ошибки бывают при выборе профессии

В мечтах будущая жизнь рисуется красиво. И интересная работа занимает в ней далеко не последнее место. Но не так-то просто понять свое предназначение. Вот ошибки, которые мешают старшекласснику и абитуриенту сделать правильный шаг:

  1. Отношение к выбору профессии как к неизменному. В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.
  2. Бытующие мнения о престижности профессии. В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например, мусорщик).
  3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать). Профессию мы выбираем по своему "вкусу" и "размеру" так же, как одежду и обувь.
  4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится ее представитель.
  5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. Так, за легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.
  6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий. Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку, много: переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.
  7. Устаревшие представления о характере труда в сфере материального производства. Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.
  8. Неумение или нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях). Разобраться в себе помогут профконсультанты, родители, учителя, друзья.
  9. Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии. Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, так как они могут ухудшить твоё состояние здоровья.
  10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии. Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить так же и при выборе профессии.

Осторожно - выбор профессии!

Выбор профессии сегодня одна из актуальных проблем молодёжи.

Родители стараются развивать своего ребёнка по всем направлениям, водить на различные занятия и клубы по интересам, и ребёнку это нравится, он привыкает увлекаться и футболом и музыкой и рисовать и петь и т.д. И действительно нет ничего плохого, что он так разносторонне развит, за исключением некоторых нюансов:

- нравятся ли эти занятия самому объекту развития (ребёнку), хочет ли он их посещать или делает это из под палки, потому что так решили родители;

- отдаёт ли ребёнок предпочтение какому-то одному занятию или ему нравится всё (следует обращать на это внимание, и поддерживать и направлять ребёнка, но не навязывать то, что, по Вашему мнению, было бы для него лучше.)

Приходит время выбирать себе специальность и учебное заведение, и ребёнок, будучи уже подростком встаёт перед выбором.

Казалось бы, чего уж там выбирать! Ведь ты и это умеешь и это и вот это! Чего уж проще, что больше нравится то и выбирай! А вот тут то и проблема - нравится то ВСЁ! Он об этом просто раньше не задумывался, ведь эти занятия были ему доступны, а времени попробовать что-то ещё не оставалось.

И дальше начинается своего рода паника, ведь в школе всё было понятно и привычно, всё по графику: сейчас русский, потом география и т.д. по списку, после школы тоже, в общем то, всё было расписано, а теперь…что же делать теперь, когда с одной стороны учителя с вопросами и агитациями выбирать ВУЗ или колледж, с другой – друзья, зовущие каждый за собой, а с третьей

(и от них уж точно не скрыться!) – родители, которые каждый вечер расспрашивают и советуют, каждый своё?!

Уважаемые родители, помните, что:

1. Информацию о профессиональных планах ребенка можно получить только в ходе откровенной беседы с ним, ни в коем случае не на бегу. Лучше всего завести разговор как бы «к слову».

2. При этом старайтесь проявлять терпение, такт и искреннюю заинтересованность.

3. Если старшеклассник не может четко сформулировать свои планы, надо попытаться понять, с чем это связанно. Полезно предложить ребенку поработать на каникулах, выбрав какое-то конкретное занятие.

4. Если Вас огорчает профессиональный выбор ребенка, не отговаривайте его и не запрещайте ему что-то категорично. Постарайтесь выяснить, на чем основан его выбор.

5. Если старшеклассник только мечтает, а ничего не делает, надо помочь ему составить конкретный план, обсудив, сколько времени у него есть и что необходимо успеть.

6. Помогите своему ребенку подготовить «запасной вариант» на случай неудачи на выбранном пути.

7. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.

8. Обсуждайте вместе с ним возможные "за" и "против" выбранной им профессии.

9. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.

10. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.

11. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.

12. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.

13. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.

14. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.

15. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.

16. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.