График
проведения консультаций
учителем-дефектологом Коробейник Т. А.
на 2021/2022 учебный год
№ п/п |
Тема консультации |
Дата проведения |
1 |
Роль семьи в формировании правильного произношения. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики |
17. 09. 2021 |
2 |
Недостатки развития устной речи детей, их влияние на письменную речь |
15. 10. 2021 |
3 |
Дисграфия, что это такое? Что делать, если у ребёнка обнаружилась дисграфия? |
19. 11. 2021 |
4 |
Готова ли рука к письму |
17. 12. 2021 |
5 |
Развитие навыков звукового анализа и синтеза |
21. 01. 2022 |
6 |
Игры и упражнения на развитие фонематического слуха |
18. 02. 2022 |
7 |
Родителям о внимании и внимательности |
18. 03. 2022 |
8 |
Развитие навыков языкового анализа и синтеза |
15. 04. 2022 |
9 |
Развитие связной речи детей в семье |
20. 05. 2022 |
ГРАФИК РАБОТЫ
учителя-дефектолога Государственного учреждения образования «Красненская средняя школа Молодечненского района» Коробейник Т. А. на І полугодие 2021/2022 учебного года
ДЕНЬ НЕДЕЛИ |
ВРЕМЯ РАБОТЫ |
Понедельник |
10.30 – 17.30 |
Вторник |
12.45 – 17.25 |
Среда |
12.20 – 17.30 |
Четверг |
11.30 – 17.40 |
Пятница |
09.30 – 17.25 |
КОНСУЛЬТАЦИЯ
3 – я пятница месяца 11.30 – 12.15
Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками
при обучении чтению и письму.
С приходом в школу меняется привычный для ребёнка образ жизни — он перемещается в новый неведомый прежде мир. Дошкольник становится школьником.
Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять, требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учёбе.
Но всё ли сделано для того, чтобы ребёнок был готов к школьному обучению? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого будут зависеть его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!
В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательного процесса является мышление и речь. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.
Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:
1. Дети должны уметь слушать и слышать других.
При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.
2. Звуковая сторона речи:
- правильно произносить все звуки речи;
Правильное произношение звуков речи и чёткое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма.
- чётко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);
- говорить громко или тихо, или даже шёпотом, в зависимости от ситуации;
- изменять темп речи с учётом содержания высказывания.
Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребёнок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).
3. Функции языкового анализа.
Также дети должны уметь:
- делить предложения на слова;
- делить слова на слоги;
- уметь выделять все звуки в словах;
- устанавливать последовательность звуков в слове.
Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:
- слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);
- пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – «чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»);
- пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);
- перестановки букв (комната – «конмата»).
4. Лексическая сторона речи (словарный запас).
Дети должны уметь:
- точно подбирать слова;
- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
- подбирать обобщающие слова (например: овощи, фрукты…)
Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. В старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.
5. Грамматическая сторона речи.
У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования.
Т. е. дети должны уметь:
- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);
- употреблять различные предлоги;
- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце);
- согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);
- правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.).
В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:
- ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «уБоре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);
- пропуски, замены предлогов (над столом – «настолом», пошли в лес – «пошли лес»);
- ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).
Также дети должны уметь:
- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);
- образовывать глаголы с помощью приставок (например: шёл – вышел – перешёл – обошёл);
- образовывать название детёнышей животных;
- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).
Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться:
- замены суффиксов (козлята – «козлёнки»);
- замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).
Могут наблюдаться пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении. Может нарушаться самостоятельная письменная речь.
6. Связная речь.
Дети должны уметь:
- отвечать на вопросы и задавать их;
- пересказывать небольшие рассказы;
- уметь уловить смысл литературного произведения;
- рассказывать историю по картинке.
Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, а в дальнейшем в написании сочинений и изложений.
Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе.
Перечисленные выше особенности устной речи первоклассников с нарушениями свидетельствуют о том, что без целенаправленной коррекционной работы по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи детям будет трудно усваивать школьную программу по русскому языку, у них может возникнуть негативное отношение к учёбе.
Для оказания помощи учащимся, имеющим речевые расстройства, необходима ранняя своевременная коррекция устной речи, профилактическая работы по предупреждению нарушений чтения и письма. Для этого в школе существует – учитель-дефектолог.
Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевых недостатков предполагает активное участие в нём родителей.
Не следует считать, что роль родителей в процессе исправления речи оканчивается в момент обращения к специалисту. Каким бы хорошим специалистом не был логопед, он не сможет без содействия родителей эффективно помочь ребенку. Только совместные усилия приведут к хорошим результатам.
Для того чтобы исправить речевой дефект, необходима упорная каждодневная работа, которая должна вестись как на коррекционных занятиях, так и в домашних условиях.
На логопедических занятиях у ребенка формируется кратковременный навык правильной речи, который должен контролироваться со стороны окружающих ребёнка взрослых и закрепляться в различных видах деятельности.
Основная задача родителей в процессе коррекционного воздействия состоит в активном взаимодействии с учителем-дефектологом. Родителям необходимо интересоваться ходом и результатами коррекционного процесса, обращаться за советом к специалисту по возникшим вопросам, проводить доступные в домашних условиях логопедические упражнения. К тому же родители должны помнить о том, что речь взрослых является образцом для подражания ребёнка, поэтому важно общаться с ребёнком на правильном русском языке.
Таким образом, благодаря совместной работе учителя-дефектолога, учителей начальных классов, родителей возможно своевременно и качественно помочь детям преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности.
Успехов вам и вашим детям при обучении в школе!