Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Пункт коррекционно-педагогической помощи

Дата: 17 августа 2021 в 08:57, Обновлено 5 ноября 2021 в 15:20

График

проведения консультаций

учителем-дефектологом Коробейник Т. А.

на  2021/2022 учебный год

№ п/п

Тема консультации

Дата проведения

1

Роль семьи в формировании правильного произношения. Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

17. 09. 2021

2

Недостатки развития устной речи детей, их влияние на письменную речь

15. 10. 2021

3

Дисграфия, что это такое? Что делать, если у ребёнка обнаружилась дисграфия?

19. 11. 2021

4

Готова ли рука к письму

17. 12. 2021

5

Развитие навыков звукового анализа и синтеза

21. 01. 2022

6

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха

18. 02. 2022

7

Родителям о внимании и внимательности

18. 03. 2022

8

Развитие навыков языкового анализа и синтеза

15. 04. 2022

9

Развитие связной речи детей в семье

20. 05. 2022

ГРАФИК РАБОТЫ

учителя-дефектолога Государственного учреждения образования «Красненская средняя школа Молодечненского района» Коробейник Т. А. на І полугодие 2021/2022 учебного года

ДЕНЬ НЕДЕЛИ

ВРЕМЯ РАБОТЫ

Понедельник

10.30 – 17.30

Вторник

12.45 – 17.25

Среда

12.20  – 17.30

Четверг

11.30  – 17.40

Пятница

09.30  – 17.25

КОНСУЛЬТАЦИЯ

3 – я пятница месяца 11.30 – 12.15

Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками

при обучении чтению и письму.

С приходом в школу меняется привычный для ребёнка образ жизни — он перемещается в новый неведомый прежде мир. Дошкольник становится школьником.

Теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять, требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учёбе.

Но всё ли сделано для того, чтобы ребёнок был готов к школьному обучению? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого будут зависеть его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы!

В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательного процесса является мышление и речь. Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Для успешного овладения чтением и письмом у детей до начала обучения в школе должны быть сформированы следующие компоненты речи:

1. Дети должны уметь слушать и слышать других.

При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.

2. Звуковая сторона речи:

- правильно произносить все звуки речи;

Правильное произношение звуков речи и чёткое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма.

- чётко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);

- говорить громко или тихо, или даже шёпотом, в зависимости от ситуации;

- изменять темп  речи с учётом содержания высказывания.

Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребёнок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).

3. Функции языкового анализа.

Также дети должны уметь:

- делить предложения на слова;

- делить слова на слоги;

- уметь выделять все звуки в словах;

- устанавливать последовательность звуков в слове.

Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:

- слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);

- пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – «чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»);

- пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);

- перестановки букв (комната – «конмата»).

4. Лексическая сторона речи (словарный запас).

Дети должны уметь:

- точно подбирать слова;

- ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;

- подбирать обобщающие слова (например: овощи, фрукты…)

Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. В старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.

5. Грамматическая сторона речи.

У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования.

Т. е. дети должны уметь:

- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);

- употреблять различные предлоги;

- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце);

- согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);

- правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.).

В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:

- ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «уБоре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);

- пропуски, замены предлогов (над столом – «настолом», пошли в лес – «пошли лес»);

- ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).

Также дети должны уметь:

- образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);

- образовывать глаголы с помощью приставок (например: шёл – вышел – перешёл – обошёл);

- образовывать название детёнышей животных;

- образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).

Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться:

- замены суффиксов (козлята – «козлёнки»);

- замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).

Могут наблюдаться пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении. Может нарушаться самостоятельная письменная речь.

6. Связная речь.

Дети должны уметь:

- отвечать на вопросы и задавать их;

- пересказывать небольшие рассказы;

- уметь уловить смысл литературного произведения;

- рассказывать историю по картинке.

Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, а в дальнейшем в написании сочинений и изложений.

Таким образом, хорошо развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам в школе.

Перечисленные выше особенности устной речи первоклассников с нарушениями свидетельствуют о том, что без целенаправленной коррекционной работы по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи детям будет трудно усваивать школьную программу по русскому языку, у них может возникнуть негативное отношение к учёбе.

Для оказания помощи учащимся, имеющим речевые расстройства, необходима ранняя своевременная коррекция устной речи, профилактическая работы по предупреждению нарушений чтения и письма. Для этого в школе существует – учитель-дефектолог.

Успешность коррекционно-воспитательной работы по преодолению речевых недостатков предполагает активное участие в нём родителей.

Не следует считать, что роль родителей в процессе исправления речи оканчивается в момент обращения к специалисту. Каким бы хорошим специалистом не был логопед, он не сможет без содействия родителей эффективно помочь ребенку. Только совместные усилия приведут к хорошим результатам.

Для того чтобы исправить речевой дефект, необходима упорная каждодневная работа, которая должна вестись как на коррекционных занятиях, так и в домашних условиях.

На логопедических занятиях у ребенка формируется кратковременный навык правильной речи, который должен контролироваться со стороны окружающих ребёнка взрослых и закрепляться в различных видах деятельности.

Основная задача родителей в процессе коррекционного воздействия состоит в активном взаимодействии с учителем-дефектологом. Родителям необходимо интересоваться ходом и результатами коррекционного процесса, обращаться за советом к специалисту по возникшим вопросам, проводить доступные в домашних условиях логопедические упражнения. К тому же родители должны помнить о том, что речь взрослых является образцом для подражания ребёнка, поэтому важно общаться с ребёнком на правильном русском языке.

Таким образом, благодаря совместной работе учителя-дефектолога, учителей начальных классов, родителей возможно своевременно и качественно помочь детям преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности.

Успехов вам и вашим детям при обучении в школе!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.