«Честь и достоинство»
«Обществоведение»
9 класс
Тема: «Направленность личности»
Информационный модуль
Притча о трех каменщиках
Случилось это в средние века.
Монах, руководивший строительством собора, решил посмотреть, как работают каменщики.Он подошел к первому и попросил его рассказать о своей работе.
– Я сижу перед каменной глыбой и работаю резцом. Скучная и нудная работа, изнуряющая меня, – сказал тот со злобой.
Монах подошел ко второму каменщику и спросил его о том же.
– Я работаю по камню резцом и зарабатываю этим деньги. Теперь моя семья не будет голодать, – ответил мастер сдержанно.
Монах увидел третьего каменщика и спросил о его работе.
– Со стороны кажется, что я режу камень. Но на самом деле я строю Храм, который простоит тысячу лет. Я строю будущее! – улыбнувшись, ответил третий каменщик.
Наследующийденьмонах предложил ему стать вместо себя руководителем работ.
Дискуссионный модуль
‑ О чем эта притча?
‑ От чего, на ваш взгляд, зависит отношение каменщиков к их труду?
‑ Как проявляются честь и достоинства у героев притчи?
‑ Представьте себя на месте героев этой притчи. Жизненная позиция какого героя вам наиболее близка? Почему?
«История Беларуси»
11класс
Тема: «Общественно-политическое положение по второй половине 60-х – первой половине 80-х гг.XXвека»
Информационный модуль:
«Личность в истории»
В биографии Петра МироновичаМашерова, первого секретаря ЦК КПБ в 1965–1980 гг., много фактов, подтверждающих неординарность личности этого человека и политического деятеля.
На день рождения Брежневу подносили самые дорогие подарки. Особенно старались чиновники из азиатских республик. Особняком на этом фоне смотрелся подарок от руководителя БССР. Брежнев открыл коробочку, а там был белорусский рушник с орнаментом и часы «Луч» – скромные подарки, купленные П. М. Машеровым за собственные деньги.
Дискуссионный модуль:
‑ О каких моральных качествах П. М. Машерова говорит этот факт его биографии?
‑ Предположите мотивы данного поступка Петра Мироновича.
‑ Предположите, какими принципами руководствовался П. М. Машеров в своей деятельности на посту первого секретаря ЦК КПБ.
«Всемирная история»
10класс
Тема: «Борьба с захватчиками на оккупированной территории» Информационный модуль
В годы Великой Отечественной войны многие школьники принимали участие в борьбе с оккупантами. Только в оккупированной Белоруссии почти 75 тыс. школьников воевали в партизанских отрядах. В годы Великой Отечественной войны более 35 тысяч пионеров – юных защитников Родины – было награждено боевыми орденами и медалями. Четверо пионеров-героев удостоены звания Героя Советского Союза.Уже в первые дни войны при защите Брестской крепости отличился воспитанник музыкального взвода,
14-летний Петя Клыпа. Многие пионеры участвовали в партизанских отрядах, где использовались нередко в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности.Из юных партизан особо известны Марат Казей, Володя Дубинин, Зина Портнова, Леня Голиков, Валя Котик. Нередки были случаи, когда подростки школьного возраста принимали участие в боевых действиях, оказавшись в составе воинских частей, многие работали на производстве, заменив отцов, ушедших на фронт.
Дискуссионный модуль
– Как вы думаете, почему школьники участвовали в борьбе с гитлеровскими оккупантами наравне с взрослыми?
– Можно ли назвать героями тех, кто не был награжден орденами и медалями?
– Можно ли в наше время совершить подвиг?
«Физика»
7 класс
Тема: «Сила»
Информационный модуль
‑ Сегодня на уроке мы познакомимся с великим ученым Исааком Ньютоном. Родился 25 декабря 1642 года в деревне Вулсторп (Англия), в семье мелкого фермера, ушедшего из жизни за три месяца до рождения сына. Младенец был недоношенным. Бытует легенда, что он был так мал, что его поместили в овчинную рукавицу. Мальчику исполнилось всего лишь три года, как его мать вторично вышла замуж и уехала, оставив ребенка на попечении бабушки. С душевным надломом ребенок рос болезненным и необщительным. Трудным было для него начало школьной жизни. Учился плохо, был слабым мальчиком, и однажды одноклассники очень сильно избили его. Переносить такое было невыносимо, и оставалось только одно...
Вся жизнь сэра Исаака Ньютона – это напряженное научное творчество, ряд блестящих идей и открытий, огромная сила воли, трудолюбие и упорство в достижении цели. Оноткрыл знаменитый закон всемирного тяготения;сформулировал основные законы механики;впервые объяснил движения и формы планет;пути комет, приливы и отливы океана;первый исследовал разнообразие световых лучей;сконструировал один из первых термометров;впервые построил отражательный телескоп...
Этот сильный духом человек исследовал проявление сил в природе.
Дискуссионный модуль
‑ Скажите, что помогло будущему ученому достичь таких успехов в науке?
‑ Выбирая перемены в своей жизни, какие усилия, требующие огромных духовных, умственных и физических сил, человеку необходимо приложить? (Духовную силу: силу убежденья, силу красноречия; силу ума; силу воли; нравственную силу;сохранение чести и достоинства; силою разума постигать, заключать и изобретать.)
«Астрономия»
11 класс
Тема: «Звездное небо»
Информационный модуль
Астрономия – это такое поле приложения человеческих сил интересов, которое может увлечь любого: и мечтателя, и физика, и лирика. Над нами вечное звездное небо, преисполненное несказанной красоты и высокой тайны. Оно открыто всем и вознаграждает верных, наполняя их жизнь светом и смыслом.
Звучит фрагмент стихотворения В. Маяковского«Послушайте!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают ‑
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – это необходимо,
Чтобы каждый вечер
Над крышами
Загоралась хоть одна звезда?!
Дискуссионный модуль
– Каким образом человек может считать, что он зажег «свою звезду»?
– Какие усилия нужно приложить, чтобы ваш труд был очень полезенлюдям?
– Что нужно сделать, чтобы стать достойным гражданином своего Отечества?
«Допризывная подготовка»
11 класс
Тема: «Приписка к призывным участкам и призыв на военную службу в резерве»
Информационный модуль
(Прослушивание музыкального произведения «Служить Беларуси», слова и музыка В. Бобкова)
Служить Беларуси уходят ребята,
Которые станут Отчизны солдаты.
Чтоб мирное небо над нами сияло
Без тени войны и страданий не знало.
Служить Беларуси уходят ребята,
И будут писать вам родные девчата.
А если дослужитесь до генерала,
То вы преумножите Родины славу!
Припев:
Наша армия легендарная!
С честью, доблестью, мужеством славная!
Белорусскаянепобедимая
И нашим народом любимая!
Служить Беларуси уходят ребята,
Присяге державе – есть клятва солдата.
Пусть в шаге армейском развеется знамя,
И вся детвора побежит вслед за вами!
Дискуссионный модуль
‑ С какой целью юноши уходят служить в армию?
‑ Считаете ли вы свои долгом идти в армию?
– В чем проявляется честь и достоинство гражданина Республики Беларусь?