Методические рекомендации учителям
классов интегрированного обучения и воспитания
Система помощи учащимся с особенностями психофизического развития (трудностями в обучении, интеллектуальной недостаточностью) может включать следующие виды деятельности:
1) помощь в планировании деятельности (планирования повторения и выполнение минимума упражнений для ликвидации пробелов; алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок);
2) дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности;
3) стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуации успеха, побуждение к активному труду);
4) систематический контроль за деятельностью учащегося (более частый опрос, проверка всех домашних заданий).
Виды помощи учащимся на различных этапах учебного занятия
- При изложении нового материала:
а) применение дополнительных мер по поддержанию интереса к изучаемой теме;
б) показ практической значимости изучаемого материала, его связи с жизнью;
в) использование наглядных опор, приведение ярких, запоминающихся примеров;
г) более частое обращение к этим учащимся с вопросами, выясняющими степень понимания ими степень учебного материала;
д) привлечение их в качестве помощников (при подготовке опытов, приборов и т.д.).
- При организации и в ходе самостоятельной работы на учебном занятии:
а) выбор для данных учащихся наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение числа их;
б) более подробное объяснение последовательности выполнения задания;
в) предупреждение о возможных затруднениях в ходе выполнения задания;
г) использование карточек-помощников (карточек-консультаций, карточек-инструкций) с направляющим планом действий;
д) разбивка заданий на этапы, выделение в сложных заданиях более простых;
е) ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее;
ж) указание на необходимость актуализировать то или иное правило;
з) ссылка на правило, свойство, которые необходимы для решения задачи, выполнения упражнения;
и) дополнительное инструктирование о рациональных путях выполнения задания;
к) стимулирование самостоятельных действий учащихся, более тщательный контроль за их деятельностью на уроке и при проверке домашних заданий.
- В процессе контроля за усвоением учебного материала:
а) разрешение пользоваться наглядными пособиями, опорными таблицами, схемами, планом, помогающими при ответе;
б) использование наводящих вопросов, помогающих последовательно излагать материал, которые не должны влиять на последующую оценку ответа;
в) предложение учащимся примерного плана ответа;
г) снижение темпа опроса, разрешение дольше готовится у доски;
д) стимулирование подбадриванием, похвалой, оценкой, специальное создание ситуации успеха, создание атмосферы благожелательности;
е) периодическая проверка усвоения материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
- При организации домашней работы:
а) подбор заданий по осознанию и исправлению ошибок, допущенных в ходе работы на учебном занятии;
б) по возможности проведение подробного инструктажа о порядке выполнения домашнего задания, о возможных затруднениях;
в) при необходимости предлагаются карточки-консультации, которые потребуются при выполнении задания;
г) предлагаются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы;
д) объём задания рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузку учащихся.
На всех этапах урока учитываются индивидуальные особенности учащихся (уровень развития психических процессов, темп деятельности, особенности эмоционально-волевой сферы, состояние здоровья, его личные предпочтения и т.д.).
Учитель-дефектолог
Каминская С.Н.
Учитель-дефектолог
Коробейник Т.А.
Памятка для учителей, в классе у которых обучаются заикающиеся дети
- Проведите беседу в классе ( при отсутствии заикающегося ребёнка), разъясните необходимость хорошего отношения к заикающемуся; требование не обращать внимания на его речь и движения рук, не шуметь при его ответах.
- По возможности спрашивайте заикающегося ребёнка всегда, когда он поднимает руку.
- Помогайте заикающемуся ребёнку постоянно и конкретно. Если он молчит, подскажите первое слово; если он говорит торопливо, тихо, укажите на это в тактичной форме.
- Не делайте критических замечаний, касающихся речи заикающегося ребёнка. Не позволяйте делать это и ученикам. Замечания могут быть только по содержанию ответа.
- Воспитывайте у заикающегося ребёнка уверенность в своих силах, поддерживайте в стремлении сделать свою речь лучше.