«Забота о физическом здоровье»
«География»
6 класс
Тема:«Гидросфера»
Информационный модуль
(Учитель передает цитату французского писателя А. де Сент-Экзюпери из книги «Планета людей».)
«Вода, у тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобою возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас начинают бурлить высохшие родники нашего сердца».
Дискуссионный модуль
‑ Как вы считаете, зависит ли здоровье человека от качества воды?
‑ Какие меры необходимо предпринять для обеспечения ответственного и безопасного поведения на воде?
«Медицинская подготовка»
10 класс
Тема:«Отравление ядовитыми растениями»
Информационный модуль
В теплое время года учащаются случаи отравления ядовитыми растениями. Обычно они регистрируются у детей. Однако могут пострадать и взрослые, например, при работе в сельском хозяйстве или при употреблении меда, если для него была собрана ядовитая пыльца.
Некоторые растения приобретают опасные свойства при неправильном хранении или заражении грибковыми болезнями. Самый известный пример – употребление пораженной спорыньей пшеницы. Чтобы вовремя оказать первую помощь, нужно знать, по каким признакам можно распознать отравление ядовитыми растениями.
Первые признаки отравления неспецифичны. Они возникают при попадании токсина в желудок и раздражении органов пищеварения. Появляется рвота, боли в животе, жидкий стул. После всасывания ядов в кровь развиваются более специфичные симптомы. Поражаются:
- нервная система (атропиноподобный и никотиноподобный синдромы);
- сердце (нарушения сердечного ритма);
- органы пищеварения и печень (кровоизлияния на коже, желтуха);
- кожа (токсический дерматит).
Атропиноподобный синдром вызывают яды белены, вороньего глаза, дурмана, паслена, красавки. Он проявляется такими нарушениями:
- сухость в полости рта и глотке;
- учащенное сердцебиение;
- расширение зрачков;
- повышение температуры;
- возбуждение, галлюцинации, потеря сознания;
- покраснение кожи.
Дискуссионный модуль
‑ Что необходимо знать каждому человеку о возможности отравления ядовитыми растениями?
‑ Какую первую медицинскую помощь необходимо оказать человеку при подозрении на отравление ядовитыми растениями?
«Математика»
5 класс
Тема: «Нахождение части от числа»
Информационный модуль
Задача.В пятом классе учится 28 человек, из них в школе ежедневно съедают по одному банану. Сколько шкурок от бананов накопится в конце учебного года, если известно, что он длится 35 недель?
Дискуссионный модуль
Известно, что брошенная на землю кожура от банана в нашем климате разлагается около 2 лет. Что произошло бы с территорией вокруг школы через год (два), если бы всем учащимся разрешили бросать шкурки на землю?
‑ Что может сделать каждый из вас, чтобы этого не произошло?
‑ Какой вред здоровью человека могут принести пищевые отходы?
‑ Знаете ли вы, как в нашей стране утилизируются большие объемы пищевых отходов?
«Информатика»
6 класс
Тема: «Меры безопасности при работе в сети Интернет»
Информационный модуль
(Педагог предлагает высказывание ученого Эриха Фромма.)
«Современный человек своими руками создал целый мир доселе не виданных вещей. Но вышло так, что это его творение стоит теперь над ним и подавляет его. И чем более могущественны и грандиозны развязанные им силы, тем более слабым созданием ощущает себя человек. Он попал под власть своего создания и больше не властен над самим собой».
Эрих Фромм
Дискуссионный модуль
– Может ли созданный вами аккаунт в сети Интернет «стать над вами и подавлять вас»?
– Как вы понимаете фразу «попал под власть своего создания и больше не властен над самим собой»?
– Как интернет может повлиять на образ жизни и здоровье человека?
– Что нужно сделать для того, чтобы безопасно работать в сети Интернет?
– Что нужно сделать для того, чтобы сохранить свое здоровье?
«Химия»
9 класс
Тема: «Применение металлов и сплавов. Биологическая роль металлов»
Информационный модуль
Учащимся предлагается задание: «Известно, что комнатные растения, посаженные в металлические банки из-под консервов, лучше растут, чем такие же растения в глиняных горшках. Объясните почему. Как это может быть связано с загрязнением окружающей среды тяжелыми металлами?».
Консервные банки изготовлены из специального сплава, содержащего наряду с железом, добавки олова, меди и марганца. Все эти элементы необходимы для питания растений. Постепенно растворяясь под действием воды и почвенных кислот, они обеспечивают дополнительную минеральную подкормку, и растения лучше развиваются.
Дискуссионный модуль
‑ Почему необходимо сдавать батарейки в специальные пункты сбора?
‑ Почему примером ответственного и безопасного поведения человека является раздельный сбор мусора?
«Химия»
8 класс
Тема:«Вода и растворы в жизнедеятельности человека»
Информационный модуль
Учитель передает цитатуиз произведения Александра Твардовского «Василий Теркин»:
На войне, в пыли походной,
В летний зной и в холода,
Лучше нет простой, природной –
Из колодца, из пруда,
Из трубы водопроводной,
Из копытного следа,
Из реки, какой угодно,
Из ручья, из-подо льда, –
Лучше нет воды холодной,
Лишь вода была б – вода.
Дискуссионный модуль
‑ Почему так велика ценность воды для человека, причем не только в экстремальных ситуациях («на войне, в пыли походной…»), но и в повседневной жизни?
‑ Какие меры предпринимаются в местности вашего проживания для сохранения чистоты воды?
‑ Какое значение это имеет для сохранения здоровья населения?
«Основы безопасности жизнедеятельности»
7 класс
Тема:«Безопасный отдых на природе»
Информационный модуль
Учитель предлагает следующую информацию для размышления:
Летом многие из нас отдыхают за городом, на даче, совершают прогулки на природе. Однако не всегда общение с природой приносит только пользу. Поэт Евгений Евтушенко писал:
Берегите эти земли, эти воды
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Дискуссионный модуль
– Какую пользу приносит отдых на природе?
– Какая опасность может подстерегать во время отдыха на природе?
– Почему поэт Е. Евтушенко призывал «убивать зверей внутри себя»?
«Основы безопасности жизнедеятельности»
7 класс
Тема: «Опасные привычки»
Информационный модуль
(Учитель представляет (читает, демонстрирует на слайде, записывает на доске и т.п.) высказывание французского философа Жан-Жака Руссо.)
Большая часть болезней наших – это дело наших собственных рук; мы могли бы почти всех их избежать, если бы сохранили образ жизни простой, однообразный и уединенный, который предписан нам был природою.
Дискуссионный модуль
‑ Как связаны опасные привычки со здоровьем человека? А с образом жизни?
‑ Согласны ли вы с французским философом? Обоснуйте вашу точку зрения.
«Основы безопасности жизнедеятельности»
7 класс
Тема:«Опасные привычки»
Информационный модуль
(Учитель представляет (читает, демонстрирует на слайде, записывает на доске и т.п.) высказывание Фрэнсиса Бэкона.)
«Привычка всего прочнее, когда берет начало в юные годы; это и называется воспитанием, которое есть, в сущности, не что иное, как рано сложившиеся привычки» (Фрэнсис Бэкон).
Дискуссионный модуль
‑ Как связаны опасные привычки со здоровьем, развитием и образом жизни молодого человека?
‑ Почему английский философ придает такое значение воспитанию в формировании привычек? Обоснуйте свою точку зрения.
«Трудовое обучение. Обслуживающий труд»
5 класс
Тема: «Горячие напитки, их виды»
Практическая работа «Приготовление горячих напитков»
Информационный модуль
В наш быт все чаще входит приглашение на чашку чая. Поэтому одна из рассматриваемых проблем занятия заключается в получении знаний о чае как горячем напитке, его родине, сортах и видах, традициях чаепития разных стран, правилах приема гостей. Так как чаепитие появилось давно, то выработались неизменные заповеди гостеприимства, которые предписывают встречать гостей хлебом-солью и добрым отношением. Согласно древнему обычаю, не полагалось расспрашивать гостя даже об имени его, не накормив и не напоив его. Ведь чай – это тонизирующий напиток, придающий бодрость и улучшающий пищеварение и настроение. Родиной появления чая считается Китай.
Существует много легенд о появлении чая. Одна из легенд заключается в том, что когда-то (это было за много веков до нашей эры) китайскому императору кипятили воду, и в сосуд упало несколько листков с чайного куста. Вода потемнела, от нее исходил тонкий аромат и приятный запах. Настой попробовали, и всем понравилось. Это было первое в мире чаепитие. Существует и другая легендао появлении чайного дерева, которую рассказываютбуддисты. Один принц-проповедник в наказание за то, что не смог противостоять сну в течение 9 лет, отрезал себе веки. Как только веки упали на землю, из них выросли два неизвестных куста. И листья этих кустов обладали чудесной способностью бороться с сонливостью. Известно, что сначала листья чайного куста превращали в порошок.
Только в XV веке листья стали настаивать. Официально известно, что чай впервые попал в Россию в качестве подарка царскому двору от монгольского Алтын-Хана в 1638 году. Его привез русский дипломат Василий Старков. Чай не очень понравился царю, возможно, это из-за того, что, подарив сухой чай, дарители утаили способ приготовления ароматного напитка. Поэтому покупка чая у Китая началась только в 70-х годах ХVII века. Правда, долгое время этот напиток считался редким и был принадлежностью знати. Чай в России для крестьян был недоступен, они пили его лишь в особых случаях. Поэтому возникло выражение «чайком побаловаться». Знаменитые русские художники на своих полотнах по-разному изображали чаепитие (Б. Кустодиев «Извозчик за чаем», «Купчиха за чаем»; В. Перов «Чаепитие в Мытищах», К. Коровин «За чайным столом»
и др.). Один из иностранных путешественников заметил, что русские люди до того «наупражнялись» в приготовлении чая, что неожиданно для себя изобрели самовар.
Чаепитиекак в России, так и в Беларуси стало настолько популярным, что превратилось в один из национальных обычаев. В настоящее время чай различают по сортам: высший, первый, второй и третий. По форме листа он делится на виды: листовой, гранулированный и купаж. Купаж – это смесь сухого чая с разных плантаций.Каждый сорт чая заваривается по-своему. Но для всех сортов существуют общие правила, которых нужно придерживаться: 1) обязательно надо ошпарить чайник; 2) насыпать в него по чайной ложке чая на каждого человека и одну ложку «для чайника»; 3) вода для заваривания должна быть свежая и чистая (лучше родниковая); 4) довести воду до «Белого ключа» (начало закипания) и тут же заваривать чай, наливая 1/3 чайника; 5) оставить настаиваться чай от 2 до 5 минут в зависимости от вкуса; 6) долить чайник, оставив воздушную прослойку и через минуту чай готов.
Дискуссионный модуль
‑ Считают, что в стакане крепкого чая содержится кофеина примерно столько, сколько в таблетке от головной боли.Можно ли заменить применение таблеток кружкой выпитого чая?
‑ Диетологи советуют использовать чай как источник витаминаС (в 4 раза больше, чем в лимоне или апельсине). Можно ли заменить употребление фруктов, богатых витамином С,чаем?
‑ Какие предпочтения современного человека в выборе вида и рецептах приготовления чая как источнике укрепления жизненных сил и физического здоровья?
«Черчение»
9 класс
Тема: «Углубление сведений о графических изображениях и областях их применения. Чертежи и их значение в практике».
Информационный модуль
Сильные землетрясения, особенно подводные, вызывают цунами – гигантские волны высотой 5–10 м и более, двигающиеся с огромной скоростью. Наибольшей опасности подвержены побережья морей и океанов. Но цунами могут возникнуть даже на озерах и водохранилищах. Не застрахованы от цунами и жители удаленных от побережий районов, когда могучая энергия землетрясения заставляет колебаться огромные массы воды, которые выплескиваются на берег валами, сметающими все на своем пути.Большинство разрушений происходит вследствие природных катаклизм, одним из которых является землетрясение. Но самым страшным фактором является война, вследствие которой разрушаются целые города и погибают тысячи населения. Поэтому архитектура ‑ отрасль, пожалуй, не менее точная, чем хирургия. Во всяком случае, от качественной работы архитекторов и строителей напрямую зависит не только комфорт, но и жизнь человека.«Современный инженер работает со сложными инженерными системами. Его деятельность связана с их конструированием и проектированием, диагностикой, налаживанием, а также разрушением и выводом из эксплуатации. Широкое развитие в современном обществе получили различные виды инженерной и технической диагностики, которая основывается на дефектоскопии инженерных конструкций: мостов, путепроводов, плотин и других сооружений, разрушение которых грозит значительными потерями и даже гибелью людей. По всей видимости, проблема техногенных катастроф является проблемой нашего времени, свойственной всем странам. В этой связи актуализируются задачи противодействия технической безграмотности, которая культивировалась десятилетиями.
Дискуссионный модуль
‑ С какой целью выполняют строительные чертежи зданий? Какова область их применения? На каком этапе разработки конструкторской документации больше всего рисков?
‑ К чему приводят ошибки в проектной конструкторской документации?
‑ Какие рациональные способы решения проблемы гарантии от рисков, исправления ошибок вызнаете?
‑ Представьте, что Вы ‑ начальник проектного отдела (деятельность связана с конструированием и проектированием, диагностикой, налаживанием, а также разрушением и выводом из эксплуатации жилых домов, где, соответственно, основной ценностью является забота о жизни и здоровье человека). Воплотите практически свои идеи при выполнении графической работы.